Абышова Фатма: «ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СУПРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ В МОЛОДЫХ СЕМЬЯХ»

Семья - уникальное явление, древнейший институт человеческого взаимодействия. Ее уникальность состоит в том, что несколько человек самым тесным образом взаимодействуют в течение длительного времени, насчитывающего десятки лет. В такой системе интенсивного взаимодействия не могут не возникать споры, конфликты и кризисы. Первые год-два совместной жизни – это первая стадия жизненного цикла семьи, стадия формирования индивидуальных стереотипов общения, согласования систем ценностей и выработки общей мировоззренческой позиции. На этой стадии происходит взаимное приспособление супругов, поиск такого типа отношений, который удовлетворял бы обоих. При этом перед супругами стоят задачи формирования структуры семьи, распределения функций (ролей) между мужем и женой и выработки общих семейных ценностей. Не всегда этот процесс протекает гладко.
В настоящее время Россия является одним из лидеров в мире по числу разводов на 1000 человек, занимая в рейтинге, который опубликован в Демографическом Ежегоднике Организации Объединенных Наций, четвертое место. Число разводов составляет более половины бракосочетаний - 14 тыс. Большинство супружеских пар разводятся в первые 2-3 года после бракосочетания, в 80% случаях из-за разводов родителей страдают дети.
В данном контексте изучение причин возникновения конфликтов в молодой семье, в период адаптации, является актуальным и очень важным.
Государство придает важнейшее значение проблеме рождаемости. Решение этой проблемы невозможно без глубокого изучения механизмов внутрисемейных отношений, без выявления причин семейных конфликтов.
Несмотря на множество научных исследований, разнообразие подходов к изучению причин семейных конфликтов, но по-прежнему остаётся много вопросов. В современных системах воспитания и образования большинства стран практически отсутствует специальная подготовка молодёжи к браку и выполнению супружеских обязанностей. Молодые люди вступают в брак, находясь во власти сентиментальных, романтических представлений, не зная правил и закономерностей супружеской жизни. Многие из них потом довольно быстро разводятся. Несмотря на то, что в помощь молодым создаются различные центры, клубы знакомств, консультации и др., но сегодня этого недостаточно. Молодым людям необходимо знать культуру, психологию и педагогику супружеской жизни, уметь увидеть разницу между любовью и страстью, чтобы разобраться в своем чувстве, учесть особенности психологии мужчины и женщины, чтобы не ошибаться или, по крайней мере, меньше ошибаться и страдать, чтобы уметь извлекать полезное из допущенных ошибок, исправлять их.
Главной целью данного исследования - выявить причины конфликтности в диаде «супруг-супруга» в молодой семье в период первичной адаптации, считая выявить причины конфликтности, считая актуальным проблемы межличностных отношений в супружеских семьях на нынешнем этапе развития общества.
Анализ проблем молодых семей в период их первичной адаптации
Супружеству и семье посвящены тысячи книг и научных исследований. Создание семьи начинается с выработки общего стиля жизни, с взаимного приспособления супругов, со сближения вкусов и т.п.
Сближение вкусов, оценок у будущих супругов происходит, как правило, еще до вступления в брак. Молодые люди стремятся понять, принять, полюбить все, что дорого ему (ей). И в начале совместной жизни ярко проступает желание супругов к еще большему духовному сближению, сопереживанию, стремлению жить интересами друг друга.
Но когда уходят первые счастливые дни, недели, месяцы, человек начинает раскрываться с самых разных сторон, порой не только неожиданных для супруга, но даже нежелательных. И возникает первая ссора, первый конфликт, первая обида...
Многочисленные исследования социологов, психологов, педагогов говорят о том, что стабильная семья может быть создана при определенной готовности молодых людей к семейной жизни.
А.Н. Сизанов [62,12] утверждает, что понятие «готовность к семейной жизни» включает в себя социально-нравственную, мотивационную, психологическую и педагогическую готовность.
Социально-нравственная готовность к семейной жизни предполагает гражданскую зрелость (возраст, среднее образование, профессия, уровень нравственного сознания), экономическую самостоятельность, здоровье.
Социологические исследования показывают, что раннее заключение брака является важным фактором, влияющим на удовлетворенность отношениями между супругами. Создать семью можно в 18 лет, но наиболее благоприятный с медицинской точки зрения возраст вступления в брак – 20-22 года для девушек и 23-28 – для юношей (здесь учитывается тот факт, что мужской организм достигает полной зрелости позже женского).
При изучении успешных и неуспешных браков (к успешным относятся те, где оба супруга удовлетворены своими отношениями и считают свой брак прочным) выяснилось, что в группе успешных семей только 43% женщин вступили в брак до 21 года, в неуспешных – 69%. [66, 9]
По данным Н. Г. Юркевича, [65, 4] у мужчин в возрасте до 21 года включительно процент распавшихся браков в 2.2 раза больше процента заключенных. Важным моментом, обеспечивающим адаптацию супругов в семейной жизни, является соотношение их возрастов. Сексологи утверждают, что семьи, в которых жена старше мужа, в подавляющем большинстве непрочны. При этом, чем старше возраст вступающих в брак, тем на большее число лет муж должен быть старше жены. Если, например, женщине, вступающей в брак 20-22 года, то мужчине может быть 24-26; если женщине 25 лет, то мужчине – около 30 и т.д. Однако, максимальный разрыв в возрасте супругов не должен превышать 8-12 лет (Интернет ресурс [65, 6].)
Т.М. Афанасьева, [62, 28], например, приводит тот факт, что по данным социологических исследований современные невесты прежде всего ищут в будущем спутнике... интеллигентность, т.е. очень сложный комплекс самых высоких человеческий свойств. Это и ум, и эрудиция, и чуткость, такт, культура внутренняя и внешняя. На втором месте – отношение к женщине как другу, заботливое отношение к семье детям, затем – разумная воля, трудолюбие, трезвость, чувство юмора, стремление к всестороннему совершенству, физическая красота. Юноши ищут в своих избранницах прежде всего сочетание доброты, мягкости, самоотверженности, женственности с верностью супружескому долгу. Но и для них также важны ум и деловые достоинства подруги, которой придется трудиться наравне с мужем [6, 11].
В исследованиях С.И. Голода [15, 16] также было подтверждено, что в настоящее время юноши и девушки, считая любовные отношения самоценными, далеко не в каждом любовном партнере видят будущего спутника жизни. Готовность к созданию семьи и ее благополучие во многом зависят от состояния здоровья молодых людей, вступающих в брак. Но здоровье приобретается не за один день, а в течение всей предшествующей жизни. Здоровый образ жизни способствует развитию духовной культуры человека, укреплению внутрисемейных отношений, поддержанию дружеских и высоконравственных отношений с окружающими людьми, а также позволяет человеку значительно легче преодолевать психоэмоциональные трудности и стрессовые ситуации, которые порой возникают в семейной жизни.
Доктор философских наук В.И. Зацепин в книге «О жизни супружеской» рисует диаграмму подъемов и спадов любовного влечения у разных индивидов. Он обнаружил, что повышенная конфликтность возникает между супругами, у которых накладываются друг на друга волна прилива и пора спада чувств [64].
Ученый считает, что супругам полезно в пору осложнений и охлаждений отправляться в командировку, в отпуск, отвлечься, наконец, каким-нибудь интересным занятием (т.е. отходить друг от друга на безопасное расстояние).
Психологическая готовность к созданию семьи – это наличие развитых навыков общения с людьми, единства или схожести взглядов на мир и семейную жизнь, умения создать здоровый морально-психологический климат в семье, устойчивости характера и чувств, развитых волевых качеств личности. От атмосферы семьи, в которой выросли будущие супруги, зависит во многом и то, как сложится судьба будущей семьи, будет ли она благополучной или, напротив, столкнется с проблемами и трудностями, а то и распадется.
Данные социологических исследований свидетельствуют: развод родителей в три раза увеличивает вероятность развода у детей, в то время как вероятность развода детей из полной семьи составляет 5 из 100 [7, 48].
Педагогическая готовность к созданию семьи включает в себя педагогическую грамотность, хозяйственно-экономические умения и навыки, сексуальную воспитанность.
Педагогическая грамотность молодых людей, вступающих в семейную жизнь, предполагает знание закономерностей развития детей и особенностей их воспитания, навыки ухода за младенцем. Под хозяйственно-экономическими умениями и навыками подразумеваются умение планировать, распределять и соблюдать семейный бюджет, организовывать быт и досуг, создавать в семье уют.
Сексуальная воспитанность предполагает усвоение необходимых знаний об интимных сторонах жизни человека, правильных взглядов на взаимоотношения полов, знание того, как беречь свою любовь.
Сексологи, которым приходится сталкиваться со случаями дисгармонии, считают, что многие проблемы супружеских отношений зарождаются именно в начальный период брака, а порой в самую первую ночь после свадьбы. Выходит, что не у всех оправдываются ожидания, не всем приносит радость физическая близость. Существуют семьи, в которых открытие этой страницы супружества приносит немало горестей, а то и конфликтов в отношения, любящих [21, 10]
Итак, стабильная благополучная семья может функционировать только при определенной подготовке молодых людей к совместной семейной жизни.
На сегодняшний день ученые установили, что семей без конфликтов практически не бывает, в особенности это относится к молодым семьям. Человек находится в постоянном конфликте даже с самим собой. Конфликты существенно различаются в разных семьях по характеру и частоте, а главное, по умению супругов их разрешать, по культуре поведения в конфликтной ситуации.
Семья — это самая мощная психологическая и физическая практика. Да, в ней мы связываем себя обязательствами и приспосабливаемся. Но одновременно приходим к осознанности, истинному удовольствию от любви и отношений и пониманию, что наши чувства зависят только от нас. И тогда нам открывается совершенно иной уровень свободы.
Религия (как и политика) может создавать или разрушать отношения любого рода. Религия и верования в целом обладают способностью очень быстро объединять или разделять людей.
Теперь, в контексте брака, это может стать настоящим вызовом. С другой стороны, у вас может быть партнер, который не заинтересован в том, чтобы ходить в церковь каждую неделю. Однако вы можете серьезно относиться к участию в церковных службах. Тем не менее, это один из самых простых вопросов. Но что делать, если ваш партнер имеет другую религию? Как это повлияет на вас и ваш брак? Что делать, если вы хотите посещать разные церкви, которые, возможно, принимают противоположные догмы или взгляды на вещи? Как вы будете приспосабливаться к этим различиям? Кроме того, какой из них вы будете учить своих детей в конечном итоге?
Как показали исследования, на семейные традиции и ценности (равноправие /доминирования и межличностных коммуникаций, взаимопонимания супругов, родительства, включающего рождение детей; воспитания и социализации детей в семье; наличия родственников и взаимодействия между ними), нормы в обществе существенное влияние оказывают социально-экономические, идеологические, конкретно исторические, этнические, но особенно религиозные факторы (Российская семья XXI века … , 2024) [62].
Безусловно, ни одна из мировых религий не относилась к вопросам семьи, брака, рождения детей без должного внимания и уважения.
Семья является важным социальным институтом, который способствует сплочению общества, снижению социальной напряженности и играет ключевую роль в социализации личности, формировании ее духовных ценностей. Семейные традиции, характерные для каждого народа, представляют собой особый стиль жизни, взаимоотношений внутри семьи и культурно ценностных ориентиров, которые развивались в соответствии с национальным менталитетом и религиозными убеждениями, находя свое отражение в повседневной жизни.
Особое внимание в каждой культуре уделяется религиозной составляющей, которая влияет на взгляды и подходы к семейной жизни. Например, в многодетных семьях с патриархальным укладом, где мужчина традиционно является главой семьи, его мнение и решения часто считаются окончательными и не подлежат сомнению. В таких семьях женщина исполняет роль заботливой жены и матери, которая создает уют, гармонию и поддерживает атмосферу доверия и любви в семье. В этих отношениях она становится хранительницей семейного очага, обеспечивая эмоциональное благополучие и стабильность. Эта модель семьи олицетворяет идеал традиционного семейного уклада, в котором ясное распределение ролей и обязанностей способствует гармонии и устойчивости внутрисемейных связей.
Таким образом, семейные ценности играют ключевую роль в поддержании стабильности общества, их влияние ощущается в отношениях между поколениями и в формировании общих культурных и моральных ориентиров. Они служат связующим звеном, которое помогает сохранить преемственность и идентичность на протяжении многих лет и даже столетий.
ИСЛАМ О РАЗВОДЕ
Согласно нормам шариата, мужчина может иметь несколько жен, если он в состоянии их обеспечить, обладает правом на развод, но браки в исламе распадаются крайне редко. Оставить детей без заботы, средств к существованию и подвергнуть их нужде, страданиям считается серьезным преступлением. Даже в случае развода мужчина обязан обеспечить материальное благополучие своей жены. Если же отец/мать пренебрегут своими родительскими обязанностями, то это расценивается как один из самых тяжких грехов и влечет за собой строгое наказание. Согласно исламу, мать, давшая жизнь своему ребенку, никогда не оставит его [60]. Дети на протяжении всей своей жизни ощущают заботу и поддержку родителей, ведь именно в семье и родительском доме они находят любовь, теплоту и сочувствие. Ребенок — это дар от Бога, и ответственность за его воспитание лежит на родителях. Важно начинать воспитание с раннего возраста, поскольку в этот период формируются основные черты личности ребенка [Кураев, 2010: Электронный ресурс 68].
Прелюбодеяние считается тяжким грехом, за который предусмотрено суровое наказание. «Не приближайтесь к прелюбодеянию, ибо оно является мерзостью и скверным путем» (Коран, 2008, сура 17:32: Электронный ресурс).
Как уже упоминалось, в исламе строго запрещено вступать в интимные отношения до брака, а супружеская неверность считается тяжким грехом.
В отношении развода ислам придерживается более либерального подхода. Развод разрешен, но рассматривается как нежелательное действие. Родственники и друзья должны способствовать примирению супругов и поддерживать их в сохранении семьи. Согласно шариату, процесс развода длится три месяца, в течение которых муж и жена могут восстановить отношения. Ислам признает развод как последнюю меру, поскольку в некоторых случаях он неизбежен, если продолжение брака приносит страдания одной или обеим сторонам.
Очень поучителен законодательный опыт Азербайджана по расширению практики посредников в семейных спорах и разводах, а именно процедура добровольной медиации может привести к снижению числа разводов и разгрузить суды, введенный с 2021 года. Депутаты ГД РФ планируют ввести этот опыт в России https://www.rbc.ru/politics/08/07/2024/668bd40f9a7947fbd447c13e
В психологии под конфликтом понимается отрицательное обоюдное психическое состояние двух или более людей, характеризующееся враждебностью, отчужденностью, негативизмом в отношениях, вызванное несовместимостью их взглядов, интересов или потребностей. Конфликтными супружескими семьями являются те семьи, в которых существуют постоянные разногласия, споры, выяснения отношений, вплоть до оскорблений и, даже рукоприкладства. Интересы, потребности, намерения и желания приходят в столкновение, порождая тем самым особо сильный и продолжительный конфликт.
Конфликты можно разделить на открытые и скрытые. Открытые конфликты принимают форму словесную, часто физическую. Скрытые же конфликты не имеют такого яркого внешнего проявления. Здесь больше выражается внутреннее недовольство, но влияние такого конфликта на супружеские взаимоотношения не менее ощутимо, чем открытого.
Конфликты также бывают легкоразрешимыми и трудноразрешимыми.
Заключение
Известно, что семьи без конфликтов практически не существует, в особенности это относится к молодым семьям. Нами проведено теоретическое и эмпирическое исследование природы конфликта в диаде «супруг-супруга» в молодой семье в период первичной адаптации. Выявлено, что конфликты существенно различаются в разных семьях по характеру и частоте, а главное, по умению супругов их разрешать, по культуре поведения в конфликтной ситуации. Проблема причин конфликтов недостаточно изучалась в современной социальной педагогике и психологии. Поэтому ее исследование в рамках данной работы имеет теоретическую и практическую значимость.
На основе теоретического анализа конфликтов нами были решены следующие эмпирические задачи:
- выявлены типы молодых семей с различной степенью конфликтности;
- выявлены доминирующие ценности в молодых семьях с различной степенью конфликтности и изучены их ролевые ожидания и ролевые притязания в браке;
- определена степень согласованности ценностных ориентаций, ожиданий и притязаний молодых супругов с различной степенью конфликтного поведения в семье;
- даны рекомендации по предотвращению конфликтов в семье.
В брачном союзе большое значение имеет совпадение общих представлений о ролевых ожиданиях и притязаниях. В психологическом плане непременно должна быть совместная общность несмотря на то, что познание другого и себя, в том числе, задачи трудные. Овладение навыками психологической культуры способствует развитию личности и сохранению психического здоровья.
Анализируя степень согласованности семейных ценностей мужа и жены, необходимо акцентировать внимание на таких ценностях супругов, которые характеризуются наименьшим совпадением. Ведь именно эти различия являются одной из главных причин ролевого несоответствия супругов и, следовательно, конфликтогенным фактором, дестабилизирующим межличностные отношения в семье. Социально-психологические причины конфликтов в том, что супруги делают акцент на различные сферы жизнедеятельности семьи, а ролевая адекватность молодых супругов с конфликтным поведением характеризуется рассогласованностью.
Список использованных источников
- Авсиевич М.Т., Мельник Л.И. Супружеские конфликты и пути их преодоления. – М.: Материал в помощь лектору, 2023.-22с.
- Андреева И.С., Гулыга А.В. – Семья: Книга для чтения. Кн. 2. – М: Политиздат, 2023.-527с.
- Андреева Т.В. Семейная психология. Учебник для высш. учеб. заведений. - М.: Изд. центр "Академия", 2024- 260с.
- Алёшина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М., 2024 г.
- Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи // Исследование и проблемы // Вест. Моск. Ун-та. Психология. Сер 14. – 2024 – №2-с. 60–72.
- Афанасьев А.Ю. «Синтаксис любви: типология личности и прогноз парных отношений»; Предисловие Ю. Рюрикова. – М.: Остожье, 2024. – 493с.
- Богданов Г.Т., Богданович Л.А., Полеев А.М. и др. Супружеская жизнь: гармония и конфликты / сост. Л.А. Богданович. – 2-е изд. – М.: Профиздат, 2022.-175с.
- Витек К. Проблемы супружеского благополучия. / Пер. с чеш. / Общ. ред. и предисл. М.С. Мацковского. – М.: Прогресс, 2023.-138с.
- Вуман С.А., Конфликты в молодой семье: причины, пути устранения. – Мн.: Университетское, 2023.-80с.
- Витакер К., Бамбери В. Танцы с семьёй: Семейная терапия: символический подход, основанный на личностном опыте / Пер. с англ. А.З. Шапиро. - М.: Класс, 2023.–172 с.
- Витек К. Проблемы супружеского благополучия: Перевод с чешского. - М., 2023.
- И.А.Зимняя. Вып. 7.: Семья как объект соц. работы-2023. – 190 с
- Говако Б. И Студенческая семья - М., 2023.
- Голод С.И. Семья и брак: Ист.-социол. Анализ. – СПб: ТОО ТК «Петрополис» 2023.–271 с.
- Гребенников И.В. Основы семейной жизни: Учеб. пособие для пед. ин-тов. – М.: Просвещение, 2023.-157с.
- Гребенников И.В., Ковинько Л.В. Семейное воспитание: Краткий словарь. – М.: Политиздат, 2023.-319с
- Гурко Т.А. Влияние добрачного периода на стабильность молодой семьи. // Социологические исследования.2022. с 58–74.
- Гурко Т.А., Мацковский М.С. Молодая семья в большом городе, М., 2023.
- Дементьева И.Ф. Первые годы брака. Проблемы становления молодой семьи. - М. – 2023
- Дичюс П. Развод и его причины // Человек после развода. Вильнюс. 2022 – с. 13–20.
- Желтикова И. Проблемы семьи за «круглым столом» // Соц. обеспечение. – 2023– №9.–с. 32–35.
- Зацепин В.И. О жизни супружеской. - М., 2023.
- Еникеева Д. Несчастливый брак. – М.: «РИПОЛ КЛАССИК», 2023.-224с.
- Каптерев П.Ф. О семейном воспитании. - М.: Изд. центр "Академия",2023. - 168с.
- Карнеги Д. Как быть счастливым в семье. - М.: Попури,Г.К.М.,2024, -431с.
- Каблуков В.А. Проблемы студенческих семей. – К.: О-во «Знание» УССР, 2024.- 48. -(Сер. 7 «Педагогическая», №4
- Д.Д. Дудчак и др. М.:Изд-во РГСУ.248с.
- Кризис семьи и депопуляция в России: круглый стол, Соц И.С., - Спб
- Ковалев С.В. Психология современной семьи: Информ.-метод. Материалы к курсу «Этика и психология семейной жизни»: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 2023.-208с.
- Кочетов А.И. Начала семейной жизни. – Мн.: Полымя,2024.-224с.
- Культура семейных отношений. Сб. Статей. – М.: Знание, 2024.-112с.
- Ковалев С.В. Психология современной семьи: Информ.-метод. материалы к курсу «Этики и психологии семейной жизни»: Кн. д. учит.-М.: Просвещение, 2023–207, [1] с.; 20 см. – (Психол. наука школе).
- Книга молодой семьи: [Сборник/ Составитель В.В. Александрова] – Л.: Ленинздат, 2024–250, [4] с.: ил.
- Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний-М.: Медицина, 2024 г.
- Куликова И.Ф. Психологическая помощь семье и детям // Работник соц. службы 2024– №3 – с. 45–61.
- Лекции по технологии социальной работы. Отв. Ред. Е.И. Холостова. - М.: изд. ИСР, 2024
- Манукян Э. С семейными проблемами в центр // соц. обеспечение. – 2024– №10-с. 17–22.
- Малая энциклопедия для молодоженов: в вопросах и ответах. - М. Мысль, 2022.
- Меерсон Е.А. Социальная политика в обеспечении зашиты молодой семьи и социально трудового потенциала (эколого-социальные и медико-биологическое обоснование). –Препринт. –Волгоград: Изд-во ВолГУ 2024.–36 с.
- Меньшутин В.В. Помощь молодой семье. М., 2024.
- Молодая семья: Соц.-экономические, правовые, морально-психологические проблемы / Сост. Зацепин В.И., Берещенко А.В., Бучинская Л.М.–Киев: Украина, 2024–314 с.
- Молодая семья: Рек. указ, лит. / Гос. респ. юнош. библиотека им.50-летия ВЛКСМ: [Сост. В.В. Бодаренко]. – М.: Б. и., 2022 г. - 37 с.
- Молодая семья: [Сборник статей] / М-во высшего и среднего спец. 2019
- Навайтис Г. Семья и психолог. Калининград, 2024 г. с 135.
- Обозов Н.Н. «Психологическая культура взаимных отношений». – М.: Знание, 2024 г.– 47с.
- Олифирович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф. Психология семейных кризисов. - Спб.: Речь, 2024. - 360с.
- Сатир В.Н. Как строить себя и свою семью. Заметки психолога. - М.: Педагогика-Пресс, 2024.
- Сластенин В.А., Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Педагогика. Учебник для высш. учеб. заведений. - 5-е изд., - стер. - М.: Изд. центр "Академия",2024 г.
- Сысенко В.А. Культура семейных отношений. - М.: Знание, 2023 г.
- Прохорова О.Г. «Любовь, брак, семья: жизнь без ошибок» [Текст]. СПб.: КАРО, 2024 г. – 334с.
- «Проблемы супружеского благополучия»: Пер. с чешского/Общ. ред. и предисл. М.С. Мацковского. – М.: Прогресс, 2024.г. – 138с.
- Психология семейных отношений с основами семейного консультирования под. ред. Силяевой Е.Г. Учебник для высш. учеб. заведений. -3-е изд., -стер. - М.: Изд. центр "Академия",2023 г - 237с.
- Слепкова В.И. «Психологическая диагностика семейных отношений» [Текст]. – Мозырь: Содействие. 2023 г. – 195с.
- Харчев А.Г. Современная семья и ее проблемы. 2023 г.
- Шуман С.Г., Шуман В.П. Семейные конфликты: причины, пути устранения. - Брест, 2024 – 285с.
- «Хрестоматия по психологии семейной жизни»: учеб. пособие для учащихся ст. классов/ Сост. И.В. Гребенников, Л.В. Ковинько. – М.: Просвещение, 2024. – 271с.
- Шнейдер Л.Б. «Основы семейной психологии»: Учеб. пособие, Рос. акад. образования; Моск. психолого-социальный ин-т. – 2-е изд., стер. – М.; Воронеж 2024. – 927с.
- «Совет да любовь!»: Сборник/сост.: М.А. Иванов. – 2-е изд., доп. – М.: Московский Рабочий, 2022. – 240с.
- Гезалов А.А., Гасанов Б.Ш., Алиев Г.М. Семейные ценности и традиции с позиций ислама // Журнал "Знание. Понимание. Умение", N1, 2025, с. 131-145
- Сизанов, А.Н. Подготовка подростков к семейной жизни – Новополоцк: Издательство «Асвета», 2010. – 108 с.
- Афанасьева Т. М. Семья: Учеб. пособие для 9-10-х кл. сред. шк - 2-е изд., перераб. и доп.-Москва: Просвещение, 1988. - 284 с.
- Якупов, М. Т. Адаб как форма реализации исламской нравственности: монография. Уфа: Изд во БГПУ. 2012, 120 с.
- 63. Зацепин В. И. О жизни супружеской. М. Изд Молодая гвардия., 1984, 144 с.
- 64. Курсовая работа по дисциплине «Молодая семья - объект молодежной политики» на тему: Анализ особенности социальной политики относительно молодой семьи в США и России Выполнил: студент группы ОРМ-301 Хайруллина И.И. УГАТИ, Уфа 2011
- Психологические проблемы молодой семьи. Опубликовано 11.05.2014 - molodaya_semya.doc
- Коран / пер. И. Ю. Крачковского. 2008., 10-е изд. Ростов на/Дону: Феникс. 736 с. URL: https://quranonline.ru (электронный ресурс. дата обращения: 29.05. 2025).
- Кураев А. / Разрушение ценностей ислама приведет к краху человечества. 2012 URL: http://www.islam.ru/news/20120321/3826 (электронный ресурс. дата обращения: 26.05.2025).
- Аберкромби Н., Хилл С., Тернер Б. Социологический словарь / Пер. с англ. под ред. С.А. Ерофеева. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 2023.-420с.
- Российская семья XXI века (социальный аспект) (2024) / Д. Ф. Алиев, Г. И. Климантова, Д. Д. Дудчак [и др.]. М. : Издво РГСУ. 248 с.
- Закон Азербайджанской Республики от 29 марта 2019 г. №1555VQ «О медиации». Ст. 26. URL: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=31745706
Абышова Фатма Мирзалы кызы.
Номер телефона 8-9262552494
Эл.адрес fatimaam@bk.ru
- Войдите, чтобы оставлять комментарии